Администрация города Славгорода
Герб города Славгорода
Официальный сайт городской администрации Rambler's Top100

На главную
Славгород в интернет
Телефонный справочник
Email

О городе

Новости

Алтайскому краю 75 лет

Администрация

Городское Собрание депутатов

Правовые акты

Документы

Конкурсные торги

Контракты

Аукцион

Предпринимателю

Вопросы-ответы

Перепись

Информация МО МВД

Контрольно-счетная
палата


Прокуратура информирует

Муниципальные услуги

Поддержка

Карта сайта










Rambler's
Top100



Главная Алтайскому краю 75 лет




Алтай – хранитель цивилизаций



Алтай – сказочное место, древнее, загадочное. Издавна он являлся своеобразным стыком цивилизаций – исторических, культурных, археологических. Земля эта притягивала людей с времен незапамятных. Никто точно не может сказать, когда здесь впервые поселились люди, но о том, что произошло это невероятно давно, говорят археологические находки. Например, на знаменитой Улалинской стоянке ( на месте современного Горно-Алтайска) во время раскопок были найдены примитивные каменные орудия, сделанные путем нагревания и резкого охлаждения камней. Эти находки насчитывают более миллиона лет.

На территории Алтайского края выделяют три крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических находок – в долинах рек и расширениях межгорных котловин, которые традиционно называют степями ( Канская, Уймонская, Чуйская, Улаганская и др.) Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события истории Алтая. Следов крупных поселений не обнаружено, лишь стоянки, поэтому предполагается, что древнее население Алтая вело кочевой образ жизни. В конце четвертого тысячелетия до н.э. здесь возникла «афанасьевская» культура ( по названию Афанасьевской горы). Границы ее протянулись от Телецкого озера на юге до безжизненной Кулундинской степи на севере.. Откуда пришли эти люди, доподлинно не известно, но облик имели европейский, роста были высокого, в среднем 1,8 м.. Занимались они пастбищным скотоводством. Афанасьевскую культуру сменила скифская, которая оставила на Алтае многочисленные курганы – места культовых захоронений вождей и воинов. После разгрома скифского государства готами, скифы растворились среди других племен.

В Х веке население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощными из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных с древнерусских летописей…. В 1207 году территория Алтая вошла в состав Золотой орды. После падения ее почти все алтайские народы находились под гнетом Джунгарского ханства.А джунгарских ханов в свою очередь вытеснили русские поселенцы, появившиеся на Алтае в конце семнадцатого века. Освоение этих земель пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших Алтай от набегов джунгарских воинов.

В 18 веке братья Костылевы открыли здесь рудные месторождения, а знаменитый заводчик Демидов получил императорское разрешение на разработку месторождений и строительство плавильных заводов. Со смертью Демидова в 1745 году императрица Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. После разгрома китайцами Джунгарского ханствоа в 1756 году жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России.

После отмены крепостного права во второй половине девятнадцатого века усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Крупные города Алтая – Барнаул, Бийск, Змеиногорск – превращались в торговые центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно проводились торговые ярмарки, а в городах работали магазины и лавки. Это – типичное развитие края. Тот же путь прошли города и села Кулундинской степи, только несколько позже.

Вся территория Алтайского края, которому как административной единице, в следующем году исполняется 75 лет, делится на два региона – восточный и западный. Восточный – более обжитой, гуще заселен, здесь больше населенных пунктов. Такое положение в первую очередь объясняется природными условиями: в восточной части они значительно благоприятнее, чем в засушливой степи, занимающей значительную часть западного региона.

Освоение степей началось в самом конце 19 –го века.



Пресс-служба администрации по материалам Н.Чайка, А.Литвин, С.Теслевич «Мое сибирское село»





Один из ясных дней 1913 года был переполнен большими событиями. Курьерский поезд только что остановился у вокзала г.Павлодара. Доехав до конечной остановки, людской поток пассажиров-переселенцев, сойдя с поезда, заполнил перрон.

Теперь прибывшим переселенцам предстояло добираться в Кулундинскую степь на Алтай. Дорога неблизкая, на много верст. Сюда, на плодородные земли Кулундинской степи в начале 20 века, в том числе и через Павлодар, бесконечным потоком – в одиночку, группами, партиями – шли переселенцы из южных губерний России, Украины.

Уладив дела с транспортом, переселенцы покидают шумную площадь. Извозчики, рьяно понукая лошадей, уезжают с привокзальной площади. Скрип множества телег, человеческие крики, приглушенные голоса, плач детей и лошадиное ржание наполняли округу. Длинная вереница – десятки людей ехали на различных подводах и повозках, на каждой по несколько пассажиров – в основном женщины с детьми и старики с нехитрой поклажей и утварью. Но еще больше людей шли рядом с этим гужевым караваном. Угрюмые мужчины разного возраста. Странно выглядели здесь молодые изможденные рано постаревшие женщины с детьми на руках. Людской поток в окрестностях Павлодара выглядел нескончаемым.

Многие мужчины были одеты в широкие брюки-шаровары, в белые рубахи навыпуск, вышитые украинским орнаментом, и подпоясаны матерчатыми длинными кушаками. Головы покрыты соломенными шляпами с широкими полями, которые защищали от солнца не только голову, но и плечи. Среди ехавших переселенцев из Полтавской губернии было много родственников и знакомых, семьи которых уже переселились в эти места.

В пути переселенцам встречались купеческие подводы, иногда по несколько десятков лошадей, груженные , в основном, хлебом, пшеницей и мукой.

Дорога выходит на ровную местность. Перед взором людей кругом – до самого горизонта расстилалась бесконечная равнинная степь. Выглядела она серо-зеленой и такой широкой, что ни конца, ни края. Кое-где с краю дороги стояли чахлые невысокие деревья и колючие кустарники. Вдали видно, как пасутся отары овец, табуны лошадей и различный молодняк. Там же стояли отдельные казахские юрты, и куда ни глянь, всюду степной бурьян, перекати-поле да прошлогодние метелки ковыля.

В вышине на разные голоса поют птицы, у земли гудят шмели, попискивают полевые мыши и суслики.

о второй половине дня на людей наваливается усталость, их изнуряет зной. Сказывается многодневная поездка. Даже лошади заметно сбавили темп движения. Наступает тишина, такая величественная, как сама степь. Люди скупо переговариваются, в горле становится сухо. Некоторые в отчаянии обмахивают себя шляпами, руками, жадно пьют воду, но это не приносит облегчения.

У людей воспалены глаза от пыли и бессонницы, на рубашках проступают пятна, пот и пыль насквозь пропитали их.. Воздух становится таким душным, что у людей перехватывает дыхание. Вдали появляются очертания пролесков и озер, но это всего лишь миражи.

Вечером вереница подвод подходит к месту предстоящей ночевки. Рядом казахский аул, главное – там можно раздобыть воду для людей и напоить уставших лошадей. Мужчины подводят итог: пройдено много верст, но потребуется еще несколько дней пути. Разводят огонь, используя сухие ветки кустарника, женщины готовят ужин и присматривают за малолетними детьми.

Они не знают, что ждет их самих на новом месте, что ждет их семьи, близких людей. Но они ищут лучшей доли в Кулундинской степи. Они знали, что будет трудно на новом месте начинать новую жизнь, знали, что условия жизни, особенно погодные, будут суровыми. Но переселенцы своим трудом и мужеством строили, поднимали целину, осваивали степь…

Незаметно проходит ночь. Душная темнота сменилась прохладным сумраком рассвета. На востоке поднимается заря. Скоро колонна снова продолжила путь – надо успеть до полуденной жары преодолеть как можно больший участок пути.

И вот путники въезжают в так называемую Кулундинскую степь. На сотни верст простирается бескрайняя равнина. Она кажется равнодушной и даже неприветливой. Они устремляют вдаль свои взгляды – где-то там, впереди конечная цель их путешествия. Местность заметно меняется. Издали, с лугов ветер доносит ароматы разнотравья и полевых цветов, попадаются колки деревьев. Дорога приводит людей в густо населенный пункт - Славгород. Люди после длительного перехода уставшие, черные, но какие-то сильные и неустрашимые.

Переселенцы любуются Славгородом, решают сделать остановку – познакомиться лучше со степным поселением, и осмотреть его достопримечательности. Их интересует все. Они с пристрастием осматривают улицы, жилища и необычное их расположение.

(Продолжение следует)

Пресс-служба администрации по материалам «Мое сибирское село» ( Н.Чайка, А.Литвин, С.Теслевич)





Перед взором прибывших людей открылись улицы. На первый взгляд, вроде бы, непримечательные, но все же они отличались от улиц других городов. Они были очень широкие и длинные, но самое интересное – ровные от начала до конца. Впечатляло и обилие зелени – в городе разбиты изумительные по красоте многочисленные скверы и парки с молодыми деревьями..

Славгород развивался и расстраивался очень стремительно. Про том, что город очень молодой. «Добро» на его строительство в 1910 году дал российский премьер-министр П.А.Столыпин, посетивший Кулундинскую степь. Представленный премьеру план поселения Столыпина удовлетворил. По описанию, поселок уже тогда имел городской облик. И всего через четыре года Славгород этот статус получил. Этому поспособствовало и созданное общество по благоустройству, утвержденное Томским губернским управлением.

Сохранилось описание молодого Славгорода членом Государственной Думы Российской Империи А. Трегубовым:

« За три года (1910-1912г.г) в Славгороде было построено до 500 жилых домов. В 1913 году в нем проживало уже семь тысяч человек. За четыре года( по 1913 г.) здесь и в округе родилось 379 малышей, заключено брачных союзов только за 1912 год – 1947».

С конца 1910 года Славгород считался уже административным волостным и торговым центром сельской округи. Здесь находилось волостное правление и Канцелярия Заведующего Кулундинском подрайоном, функционировало судно-сберегательное товарищество с количеством членов 650 человек, почтово-телеграфное отделение, элеватор на 1 млн пудов зерна, отделение сельскохозяйственного склада. Здесь появилось много аккуратно отстроенных зданий: гостиница с рестораном, мужская школа в с.Славгородском. Своими куполами возвышались над городом православные святыни – две церкви, в одной из которых работала женская церковно-приходская школа с библиотекой. Строился еще один храм – Соборный. Царю –Освободителю Александру второму горожане поставили памятник. Воздвигли и часовню – в память о посещении этих мест П.А.Столыпиным.

Купцами Бухаткиным, Дите, Ховриным, Селютиным, Винокуровым и Зубковым построены десятки деревянных домов с затейливыми красочными узорами на ставнях окон, несколько магазинов и десятки ларьков.

Существовал в Славгороде и кружок драматического искусства.

Движимое имущество Общества по благоустройству Базарная площадь ( было развито и самоуправление) в то время оценивалось в 1254 руб., недвижимое – 39013 руб. Недвижимое состояло из электрической станции, пожарного депо и обоза, ветеринарной и санитарной станции, амбулатории с манежем, торгового комплекса и скотобойни. Общество несло расходы по содержанию мужской школы, производило отчисления на постройку храма, содержало каталажную камеру, одного урядника и хорошо вооруженный отряд из 10 стражников.

Сначала в Славгороде разрешалось иметь только два базарных дня – понедельник и пятницу. Но и эти нечастые ярмарочные дни давали огромный оборот. Насколько Славгород являлся торговым центром, можно было судить по количеству денег, получаемых по переводам местным почтовым отделением. За 1912 год переведено 3 млн рублей. «Сибирский торгово-промышленный ежегодник» за 1913 год сообщает, что весь Кулундинский район тяготеет к Славгороду, где еженедельные базары собирают не менее 20 тыс .человек, и торговля идет очень бойко.

Годовой торговый оборот Славгорода того времени - 1 млн рублей. За 1912 год вывезено из этого волостного центра в Камень и Павлодар не менее миллиона пудов зерна, главным образом пшеницы.



Базарная площадь



С особым вниманием осматривают переселенцы Базарную площадь. Она примыкает к центральной части и занимает весь квартал. Площадь шумна и выглядит очень пестро, особенно в базарные дни.

Полными хозяевами здесь были местные купцы и торговцы, скупавшие у населения значительной части Кулунды хлеб и продукты животноводства. Они имели вдоль всей площади ряд больших магазинов.

В магазинах шла бойкая торговля предметами первой необходимости: хлебом, крупой, солью, сахаром, мылом, конопляным маслом, табаком и т.д. В обособленных местах торговали мясом и салом.

Здесь же были ларьки с кожаной обувью, катаными валенками, овечьей шерстью, льном, а также скорняжными изделиями – тулупами, шубами, хомутами, сбруями, выделанной кожей. Между магазинами и ларьками вдоль всей площади тянутся бесконечные лотки, где можно купить все нужное для жизни. Тут часами продают все, что угодно, в основном – кустарного производства: бочки, лагуны, маслобойки и пр.

Другие умельцы предлагали телеги и брички, предназначенные для перевозки сельхозгрузов. Были здесь и выездные, праздничные коляски – кошовки, ходки. Прямо с телег продавалось зерно: пшеница, рожь, овес, просо, подсолнечник, конопляное семя, рыжик и пр.В стороне шла бойкая торговля сельскохозяйственными животными. Шла реализация строительных материалов – гвоздей, стекла, скобяных изделий, леса.

В многочисленных питейных ларьках и лавках торговали вином и водкой: в одних исключительно на вынос, в других можно было распивать на месте. В многочисленных ларьках на самой площади было все, начиная от булавки, ниток и иголок. Кончая разнообразной материей от фабричной выработки до домашнего полотна. Повышенным спросом здесь пользовались ткани московских текстильных фабрикантов – бязь, кашемир, фасоне, а также сукно и ситец. Из материала хорошего качества для женщин продавались праздничные платья, традиционные русские сарафаны, костюмы, которые назывались «парочка». Для мужчин - шелковые или плисовые рубахи и шаровары. Скоро в Славгороде появились специальные ремесленные мастерские – портные, модистки, занимающиеся изготовлением одежды.

В чайных и забегаловках было многолюдно. Манили запахи свежеприготовленных лакомств, заставляя отведать изделия местных поваров. И не только многочисленных гурманов, а любого, чтобы приглушить разыгравшийся аппетит. Здесь варилась лапша с мясом, дымились большие ведерные самовары с чаем, на сковородках пеклись блины, а в остро пахнущем масле жарились лепешки, пампушки, пироги с различной начинкой. Все это представляло пеструю, шумную, сплошь торгующую Базарную площадь и ближайшую улицу.

На юге к базарной площади примыкает прекрасный парк из тополей, кленов и берез. Парк молодой, высажен, очевидно, в год основания Славгорода По виду он был очень большим и занимал весь квартал. Устроен на перспективу на десятки и более лет вперед. По парку разбиты дорожки и цветники, кругом стояли вкопанные в землю скамейки. Чувствовалось, что в это вложено немало труда и любви. Красота парка поражала вновь прибывших переселенцев.

Побродив по Славгороду несколько часов, путники зарядились положительными эмоциями. «Дикий край» уже не представлялся им таким уж диким. И они сюда приехали не в гости, не отдыхать, а жить и работать, растить детей.

Снова в путь. Едва покинули город, как блеснуло зеркальным отражением озеро Секачи. Женщины, мужчины, дети – бежали, крича и спотыкаясь, к воде. Прохладная влага утоляла жажду, смывала с тел грязь и усталость. Когда привели себя в порядок, двинулись дальше. Конечной остановкой именно этой группы переселенцев было село Большая Романовка, до которого оставалось 20 верст. Не так далеко от Славгорода, города, так приятно поразившего переселенцев. Так что жить здесь можно, рассуждали мужчины. Впереди их ждало много трудностей.

На календаре значился 1913 год.



Пресслужба администрации по материалам «Мое сибирское село» (Н.Чайка, А.Литвин, С.Теслевич).




Администрация города Славгорода
658820, Алтайский край, г.Славгород, ул.К-Либкнехта, 136
Телефон приемной: (38568) 5-12-11 Факс: (38568) 5-17-74 Email: admin@slavgorod.ru
Copyright © 2002-2011 slavgorod.ru При использовании информации ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!